Некоторые утверждают, что даже в древности знали и использовали декольте. Но тогда носили калазирисы – платья, которые были скорее юбками, чем платьями. Начинались они ниже груди, а придерживались лентой-поясом. Их можно и сегодня увидеть, например, на изображениях критской богини змей (17 век до нашей эры) или фресках Древнего Египта.
Историю декольте исчисляют с 14 века. Началась она в Европе, в Бургундии. Новая мода прижилась при дворе королевы Изабеллы Баварской вместе с остроконечными энненами, украшенными вуалями, шлейфами платьев и длинноносыми туфельками, которые почему-то особо невзлюбили священники. Туфельки они именовали «дьяволовыми когтями». Прямоугольный вырез, открывавший небольшую область ниже шеи, а также часть спины, был назван декольте (decollete – отсекать шею).
Жуткое название не смутило дам, они стали потихоньку увеличивать открытую зону, пока Агнесса Сорель – фаворитка Карла Смелого на собственном публичном покаянии не продемонстрировала наряд, в котором одна грудь оставалась открытой. Новую моду быстро подхватили. Избавлять от новомодного увлечения благородных дам пришлось угрозами не допускать впредь до исповеди, а девушек попроще – плетьми.
Ренессанс привнес в моду корсеты, которые туго шнуровались до груди. Сама грудь выставлялась напоказ, и выглядела весьма парадно. Законодательницей мод считалась Лукреция Борджа, прославленная сексуальной раскрепощенность.
Но тут возникла загадочная болезнь, которую, как считается, завезли с Гаити. Напуганные испанцы срочно пересмотрели свои взгляды на плотские утехи. Декольте было запрещено церковью. Заодно пришлось скрывать и шею. Для неё придумали гофрированные воротники, прозванные расстроенными модниками «мельничными жерновами». Испанцы повлияли на мировую моду, но жизнь брала своё.
Компромиссным вариантом стали «окошки» для груди, придуманные в эпоху Екатерина Медичи. При этом шея-то как раз оказывалась прикрытой. Высокие кружевные воротники со временем оказались всего лишь обрамлением глубоких квадратных декольте. Это случилось во времена французской королевы Марго и английской Елизаветы I. Первая половина 17 века отличалась аристократичностью. Но сдержанность того периода не отображалась в туалетах дам, об этом красноречиво свидетельствуют их портреты.
Декольте Луизы де Лавальер кокетливо прикрывалось кружевами. Напротив, Атенаис де Монтеспан предпочитала настолько открытые платья, что они чудом удерживались на ней. Анжелика де Фонтанж ввела в моду мушки, которыми прикрывала изъязвления, выступившие на коже из-за ядов, которыми её травила ревнивица Монтеспан. Позже, когда приличными считались только открытые плечи, грудь стали прикрывать косынками.
Галантный век наполнил декольте кружевами, бантами, перламутровой пудрой и цветами. Груди подавали, как изысканные пирожные. Об этой поре с улыбками вспоминали в период «античной моды», когда тон задавала Жюли де Рекамье. В моде была классика – декольте овальной и квадратной формы.
Вкусы буржуазии 19 века обуславливали стандарты, принятые в обществе. До семи вечера платья должны быть наглухо закрытыми, вечернее декольте могло быть весьма смелым. Если при королеве Виктории проявлять раскованность было не принято, то в период императрицы Евгении (Франция) откровенные декольте опять оказались на пике моды.
В конце 19 века пудра, розетки и шарфики снова вошли в моду в качестве украшения декольте. Вернулась изысканная нагота. Иконами стиля стали актрисы (Дузе, Сара Бернар), авантюристки (Мата Хари, Отеро). Дневные скромные блузки украсили абсолютно прозрачные вставки, которые ничего не скрывали от нескромного взгляда. На моду того периода сетовал Лев Толстой, уверяя, что спокойно разговаривать с дамами стало невозможно.
Первая мировая война повернула мысли мужчин и женщин абсолютно в ином направлении. Последующая эпоха джаза изменила предпочтения модников, углубив декольте на спине, оставляя целомудренно прикрытой часть груди. Причина таких перемен была в том, что от корсета мода уже отказалась, а новомодный бюстгальтер не столько приподнимал грудь, сколько сплющивал её. Все это в совокупности с новыми предложениями Коко Шанель сделали своё дело – возникла мода на женщину-подростка.
Женственность не могла долго находиться в изгнании, она, вместе с классическим декольте, вернулась в 30-е годы. Но и оголенные плечи остались в моде. В моду вошли платья на бретельках. В период Второй мировой войны было не до моды, зато умеренная женственность 50-х годов возродила декольте, поскольку уже был создан бюстгальтер в его современном виде.
В 60-70-е годы идеал девочки-подростка, которой абсолютно не нужно декольте, снова вернулся на подиумы. Поэтому модным стало платье-футляр. На помощь женщинам с фигурой пришло кино. В «костюмированных» фильмах им удавалось продемонстрировать свои достоинства. Дамы из общества появлялись в декольте на светских раутах.
В последующие годы и до сегодняшнего дня декольте не выходит из моды. Роскошь Верчасе делает декольте необъятным. Пиджаки, созданные Армани, распахнуты настежь. Пластическая хирургия содействует дальнейшей популяризации декольте. |
|