Слово «сарафан» в переводе с иранского обозначает «полностью одетый», а слово «сари» в санскрите звучит как «кусок ткани». Между этими словами прослеживаются очень близкие и прозрачные связи. И хотя исследователи полагают, что вначале сарафан был чисто мужским костюмом, некоторые все же считают, что сарафаны в глубокой древности были сакральной одеждой, и предназначались для обоих полов. Согласно древним рукописям, именно сарафаны надевали при проведении свадебных обрядов. Длинные рубахи и праздничные сарафаны высоко ценились, их берегли для следующих поколений и передавали по наследству.
Сегодня мы не представляем старинный русский костюм без сарафана (платья без рукавов). Такой фасон одежды был чрезвычайно популярен на территории России в конце XVII – начале XVIII веков. В комплект костюма обычно входила длинная рубаха, сарафан, передник и пояс. Сарафан носили абсолютно все женщины, независимо от своего благосостояния, начиная от крепостных крестьянок, и заканчивая городскими мещанками и купчихами. Сарафан носили не только незамужние девушки, но и замужние женщины.
Состоятельные российские невесты шили к своей свадьбе нарядные костюмы, состоящие из белой рубахи, сарафана из красного штофа, богато вышитого передника и нескольких шелковых поясов. Весь наряд дополнялся большим количеством нагрудных украшений, серьгами с драгоценными камнями и великолепным головным убором. Под сарафан девушки надевали несколько нижних юбок, чтобы зрительно увеличить свою полноту.
В средние века на сарафанах были съемные рукава – обычно их привязывали, пристегивали или пришивали к плечевой части сарафана, однако пройму под руками оставляли незашитой. Именно туда и продевали руки, ну а сами рукава, как правило, очень длинные и узкие, оказывались декоративным элементом костюма и завязывались сзади. В девятнадцатом веке некоторые губернии России (Владимирская, Псковская и Новгородская) популяризировали крой сарафана, имеющий длинные откидные рукава.
Одними из основных методов украшения русских сарафанов были: отделка золотой тесьмой и кружевом, вышивка шнурами и использование дорогих пуговиц.
Косоклинные сарафаны шили из 3-х полотнищ ткани, при этом спереди использовалось два полотнища и сзади одно. В нижнюю часть сарафана, а точнее, в боковые швы, портные вшивали короткие косые клинья с подклинками, которые визуально расширяли подол. Спереди полы сарафана не сшивали, они удерживались при помощи застежки, представляющей собой длинный ряд пуговиц, удерживающийся на петлях из тесьмы.
Позже русские сарафаны начали шить не с широкими проймами, а с лямками, которые выкраивались цельно со спинкой или же пришивались отдельно. Лямки могли быть как широкими, так и узкими.
Фасон сарафана - «московец» имел прямой или круглый крой. Его покрой был чрезвычайно прост – портной сшивал его из 7 прямых полотнищ, объединенных с лифом. Такой сарафан представлял собой достаточно широкую прямоугольную центральную полосу, имел верхний фигурный край и две боковые клиновидные вставки. С изнанки сарафан дублировался плотным серым холстом. На «московце» были узкие лямки, обшитые хлопчатобумажной тканью, и крепившиеся спереди на груди, а сзади на середине спины. Более ранние модели сарафанов имели округлый вырез на груди. Пришивные лямки и прямоугольный вырез стали типичными лишь к концу XVIII – началу XIX века.
Нарядные сарафаны, которые женщины берегли для праздников, шили из шелковых тканей. Их вышивали пышными букетами, украшали кружевом, выплетенным из серебряных и золотых нитей, нашивали на них серебряные и позолоченные пуговицы.
В Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике можно увидеть богатую коллекцию сарафанов, имеющих неповторимый летящий силуэт, благодаря множеству клиньев, вшитых в спинку и бока.
Праздничные парчовые и шелковые сарафаны часто дополнялись распашной нагрудной одеждой, которая была очень короткой и не имела рукавов. Например, епанечкой, которая представляла собой разновидность душегрея, и шилась из парчи или шелка, украшалась бахромой или кружевом из золотых нитей. В XIX веке комплекты, состоящие из сарафана и епанечки, были очень популярны среди зажиточных российских крестьян. |
|