Как Ева является праматерью всего человечества, так юбка считается праматерью одежды, даже мужской. Античные женщины Средиземноморья вначале обходились без юбок. Их одеждой был лишь длинный хитон, плащ или туника. Мужчины же свою наготу прикрывали юбкой, больше напоминающей фартук. Наготы в те времена никто не стеснялся.
Преимущественно женским видом одежды юбка стала в Средние века. Это произошло довольно тихо, а фурор произвел лишь шлейф, который был призван подчеркнуть высокое положение знатных дам. К слову, на церемонии коронации Екатерины Великой шлейф ее платья, составлявший в длину около 70 метров, несли 50 пажей.
В начале XVI века, когда законодателем европейской моды стала Испания, в моду вошли юбки просто необъятной ширины. Для пышности их набивали конским волосом и отягощали десятками нижних юбок. Естественно, такие юбки были неимоверно тяжелы. Для того, чтобы их носить, представительницам слабого пола приходилось надевать специальный каркас из обручей, который удерживал на себе десятки метров материи.
Поскольку обруч по-испански звучит как «вердуго», то юбки, надетые на каркас из обручей, стали называть «вердугадо». Такие юбки портные обтягивали парчой и украшали драгоценными камнями. Вряд ли стоит объяснять, что кроме своего колоссального веса «вердугадо» были еще и очень дорогими. Для того, чтобы надеть такую юбку, служанки устанавливали это сооружение на пол, а знатные дамы просто входили в юбку, а затем пристегивали ее к корсету.
Покорив испанских красавиц, фасон этой модной юбки стал быстро распространяться по территории Европы, не забыв посетить и столицу Франции – Париж. Однако насмешники французы сыграли на созвучии испанских и французских слов, обозвав испанскую юбку по-своему – «вертюгаден», что в переводе с французского значит «хранящая добродетель». Главной причиной успеха гигантской юбки считалось то, что при помощи «вердугадо» женщины могли подчеркнуть изящность талии затянутой в корсет, а неповторимый заостренный книзу лиф юбки, по выражению французских остряков, стал «указателем на долину радости».
Но, как бы ни был прекрасен новый испанский наряд, эмоциональные француженки приняли его в штыки. Модные французские кутюрье бились в поиске новых решений. Как-то раз они подметили, как во время стирки прачки бесцеремонно поднимают подол, для удобства затыкая его под пояс. «Юбки прачек» стали популярными как среди гризеток, так и у взрослых придворных дам, поскольку благодаря такой юбке они могли продемонстрировать свои стройные ножки, а также множество красивых нижних юбок с дорогой подкладкой. На балах можно было услышать громкое шуршание юбок, украшенных воланами, кружевами и многочисленными вышивками.
Новым модным фасоном в начале XVIII века стала юбка-корзинка, которую называли «панье». Ее купол удерживался благодаря каркасу, напоминающему по форме корзину. Носить такую конструкцию было совсем непросто, поскольку при ходьбе она должна была плавно раскачиваться со стороны в сторону, как бы «нечаянно» приподнимая подол нижней юбки и показывая ножки своей владелицы выше щиколоток. Таким был первый невинный флирт у кокеток эпохи Просвещения. Кроме того, поскольку металлические планки каркаса соединяли при помощи клеенки, они издавали довольно интригующий звук, похожий на шорох. Поэтому эту юбку еще называли «крикуньей».
Естественно, священнослужители не смогли закрыть глаза на столь откровенный сексуальный наряд и запретили появляться в ней в церкви. За непослушание женщин строго карали, заставляя прилюдно снимать эту юбку, а затем на глазах владелицы сжигали этот предмет «соблазнения».
Спустя некоторое время тяжелые металлические «корзинки» начали изготавливать из китового уса и ивовых прутьев. Так называемые «фижмы», привязанные по бокам к талии, зрительно расширяли бедра, усиливая сексуальное влияние юбки на представителей противоположного пола. Потребность в поставках китового уса была такой огромной, что уже в 1722 году было организовано общество китобоев.
Однако мода не стоит на месте, и юбки к тому времени стали еще более причудливыми. Ниже пояса, сзади, женщины привязывали специальную ватную подушечку, которая создавала эротичный силуэт и провоцировала мужчин на агрессию. Французские острословы назвали новую юбку «cul de Paris», что в переводе значит «задница из Парижа».
Юбки снова стали необъятными. В них было трудно передвигаться, садиться, вставать и вообще жить. На помощь модницам пришло изобретение великого Леонара, парикмахера, который прославился сложными прическами для королевы и придворных дам. Он выдумал хитрый механизм для причесок, и они, державшиеся на металлическом каркасе, легко складывались или раскладывались при нажатии незаметного рычажка. Такой же складной каркас Леонар создал для юбок. Благодаря шарнирам в каркасе – кресла, двери и экипажи перестали быть сложной преградой для модниц.
Налетевшая французская революция вмиг расправилась не только со знатью, а и с ее пышными нарядами. Все атрибуты старого мира канули в прошлое. Женщины стали носить туники, подпоясанные под грудью. Причем они полностью отказались от корсетов. На балах женщины появлялись в полупрозрачных одеждах, которые абсолютно не скрывали интимных частей тела их обладательниц.
После падения Наполеона женские наряды снова обрели былую претенциозность. Нежные женские тела были снова закованы в корсеты, а под юбками опять появился жесткий каркас.
В XIX веке законодателем моды стал парижский кутюрье Шарль Фредерик Ворт. Специально для императрицы Евгении он создал куполообразную юбку, которая удерживалась благодаря льняному чехлу, проплетенному конским волосом. Именно благодаря ним юбка получила название «кринолин» (в переводе «крин» – конский волос, а «лин» – лен). На изготовление проволочных кринолинов в Европе затрачивались сотни километров проволоки.
Однако снова вмешалась война. После франко-прусской войны 1870–1871 годов пала монархия, а вместе с ней исчез и кринолин. Мода уже не смогла вернуться к царским нарядам. «Исчезла красота былых времен, когда фигура женщины напоминала кеглю, а плечи были подобны бутылке шампанского», – грустно констатировал художник Дега. |
|